Мы часто говорим «талант от Бога», еще чаще восторженно
застываем перед прекрасной картиной, либо наслаждаемся чудесной музыкой,
пользуемся плодами работ гениальных дизайнеров. В своих ранних записях я
рассказывал о гении математики и
о том – почему Природа отдыхает на детях гениев…но вдруг понял, что основной
камень преткновения – это вопрос: что такое талант с точки зрения генетики?
Какова его самая тонкая организация, и почему он вообще существует? Предлагаю
остановиться на этом вопросе. Поскольку он достаточно объемный – то придется
его разбить на несколько статей.
Начать, наверное, нужно все-таки с процесса эволюции. Все
известные биологические виды постепенно эволюционируют, основной движитель –
возникновение мутаций в геноме (геном – это вся наша ДНК, как ядерная, так и
внеядерная). Эволюция – жизненно необходимый процесс, направленный на
достижение максимального разнообразия: как между видами, так и внутри самого
вида. Нельзя, чтобы существовали два одинаковых человека: ведь в таком случае
начнется вырождение вида. Вы будете удивлены, но за жизнь в геноме человека
накапливается в среднем 200 мутаций, часть из которых передается по наследству.
Мутации (суть – изменения ДНК) в большинстве своем неопасны
для жизни человека, однако они могут дать определенное преимущество. Если
мутация возникает в гене (или областях, которые помогают ему «работать») – то с
некоторой долей вероятности она изменяет активность этого гена. Соответственно,
продукт этого гена начинает осуществлять свои функции по-другому: либо
активней, либо медленней, а то и совсем перестает их осуществлять. В результате человек получает преимущество над другими, он получает индивидуальный инструмент достижения положения в своей среде, и в его силах найти свое лицо, развить свой талант. Кстати, в моем сообщении "как родить гения" описаны статистические данные, которые косвенно указывают на роль накопленных генетических изменений на шанс рождения гениального ребенка.
Что такое талант? Многими любимая Википедия гласит: «Талант — определённые способности,
которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Ключевое слово здесь – «способности»,
ведь способность или есть, или нет. А наши с вами способности формируются
определенным набором генов и их вариантов.
Способности мыслить аналитически, различать тончайшие
оттенки цветов или звуков, мыслить, быстро бегать и высоко прыгать – очень сложные,
комплексные способности. За их формирование и работу ответственны сотни и тысячи
генов.
Как пример, приведу мышление: в его формирование входят
гены, ответственные за рост нейронов, их способность устанавливать связи с
другими нейронами; гены, способствующие передаче сигналов; гены, помогающие
формированию эпизодической и постоянной памяти; гены, отвечающие за скорость
проведения сигналов, быстроту реакции рецепторных белков и т.д. Всего, по самым
скромным подсчетам – около 1000 генов!
Эти гены присутствуют у каждого (и ведь верно говорят: все
люди талантливы!). Но почему тогда не все мы Энштейны, Нобели и Резерфорды,
Ломоносовы и Менделеевы? Все дело, как и говорил выше – в мутациях, возникающих
в ходе эволюции. Если они затрагивают тот или иной ген – то создается генная
предрасположенность, которая при сопутствующем развитии может разгореться яркой
звездой таланта. Как резюме, предлагаю новое определение вопроса «что такое
талант»: талант – это совокупность генов и их уникальных вариантов, которые при
определенных условиях способствуют реализации способностей человека.
Здесь важны два момента:
- первый момент: как определить, есть ли у человека
соответствующая генетическая предрасположенность к тому или иному таланту.
- как правильно его развивать (как этого делать не стоит - смотрите записи воспитание таланта ребенка
Эти вопросы я затрону в следующих записях, равно как и другие интересные и актуальные вопросы генетики талантов. А пока – до новых
встреч.
Всегда Ваш,
Алексей Кашин.
0 коммент.:
Отправить комментарий