Что отличает нас от животных? Ведь у людей и животных, на самом деле, очень много схожего: инстинкты, функционирование органов, социальные навыки. Отличает нас интеллект, способность мыслить абстрактно и действовать осознанно. Способность выражать свои мысли последовательно, связывать их в логическую цепочку. Сюда же относятся и творческие способности. Все это – результат тонких биологических процессов, в основе которых лежит генетический контроль. Давайте продолжим наш разговор о том: «что такое талант», и сегодня я расскажу о «гене речи», который считается одним из ключевых в развитии творческих способностей человека.
Развитие творческих способностей с точки зрения генетической антропологии.
Вне всяких сомнений, способность выражать свои мысли в виде набора определенных звуков (речь) и набора символических рисунков (письмо) являются первыми талантами человека, которые со временем дали начало развитию творческих способностей современного человека. Еще лет 50 назад считалось, что эволюция человеческих способностей происходила вследствие постепенных культурных изменений, демографических процессов. Впрочем, по тем временам еще мало было известно о том, что развитие творческих способностей очень сильно зависит от наследственных факторов, а способности и задатки формируются в комплексе с совершенной биологической машинерией нашего тела (ну кто тогда мог предположить, что диета при беременности, к примеру, также может влиять на развитие талантов?). Новейшие исследования кардинально меняют представление о становлении речи как таланта: исследования образцов ДНК ископаемых останков предков человека помогли установить, что речевые навыки появились вследствие мутаций в гене, отвечающем за коммуникационные навыки, скорее всего – около 50 тыс. лет назад. Что же это за ген?
«Ген речи» как ключ к развитию творческих способностей.
Впервые «ген речи» был выявлен в 2001 году, когда ученые пытались найти причину нарушений речевых навыков в одной английской семье. В результате они установили, что мутации в гене FOXP2 существенно влияют на способности человека к изучению языка, а также обработке вербальной информации. В случае если мутации затрагивают важные области гена FOXP2, то их носитель имеет большие проблемы с выражением мыслей, грамматикой и коммуникационными навыками. Очень важен тот факт, что продукт этого гена контролирует активность ряда других генов. Впрочем, если мутации затрагивают другие, несущественные области гена, то это вполне может привести к усилению развития творческих способностей (не всегда связанных с речью), например – к живописи.
Проведенные в 2002 году исследования показали: этот ген ориентировочно появился вследствие ряда мутаций приблизительно 50 тысяч лет назад. Это совпадает с примерными антропологическими данными о времени появления речи и письма. Более того: речевой талант появился буквально «ниоткуда»: это один из верных показателей произошедшей мутации.
Первая часть цикла статей на эту тему: Что такое талант? Часть первая: поступь эволюции.
С уважением к Вашим талантам,
Алексей Кашин
1 коммент.:
Талант он или есть, или его просто нет....
Отправить комментарий